С 30 сентября 2017 года в Главном штабе открывается выставка «Метаморфозы фарфоровой пластики Инны Олевской», подготовленная Государственным Эрмитажем и АО «Императорский Фарфоровый завод».
В составе экспозиции более пятидесяти произведений художника и скульптора Императорского фарфорового завода Инны Олевской.
Инна Олевская закончила высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной, в 1969 году была принята в штат Ленинградского фарфорового завода. Сегодня — она заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской Академии художеств. Ее произведения находятся в собраниях крупнейших российских музеев, хранятся в частных коллекциях по всему миру. Работы мастера неоднократно экспонировались на выставках, посвященных искусству фарфора.
Традиции и новаторство, художественное наследие и современность — важные составляющие творческого метода Инны Олевской. Она создает оригинальные произведения, арт-объекты, которые представляют собой симбиоз живописи и скульптуры. Будучи художником-экспериментатором, обладающим колоссальной творческой энергией и склонной к концептуальному мышлению, она предлагает абсолютно неповторимые дизайнерские решения в фарфоре.
К ранним и, вместе с тем, знаковым работам Инны Олевской относятся произведения, созданные на тему литературы и поэзии. На выставке представлена композиция «Гений и злодейство – две вещи несовместные» (1990-1999) ‒ фарфоровый ансамбль, тяготеющий к монументальности «большого стиля». Образный смысл произведения, в котором зритель встречает Моцарта и Сальери, Пушкина и Дантеса, музу и ангелов горя и скорби раскрывается при помощи контраста между застывшими, «гранеными» лицами людей и одухотворенными ликами ангелов.
Работы художницы всегда наполнены притчевыми, а подчас ‒ и просто ребусными, загадочными, и даже парадоксальными сюжетами, благодаря чему, композиции уровня «Тусовка-90 Санкт-Петербург» (1998–2015) можно причислить к наиболее смелым дизайнерским проектам мастера.
Инсталляцию «В том доме розовом не слышно голосов…» (2014) Инна Олевская посвятила поэту и художнику Тонино Гуэрро, знаменитому сценаристу Федерико Феллини, Андрея Тарковского и Микеланджело Антониони. Она создала ее спустя два года после кончины Тонино Гуэрры, своего близкого друга, в память о нем и его удивительном розовом доме в Пеннабилли. Многослойность, тематическая содержательность и смысловая наполненность ставят эту работу в число лучших произведений, созданных мастером.
Произведения «Армада» (2008-2016), «Путешествие в прошлое» (2012), «Диалоги» (2005) и многие другие работы Инны Олевской, представленные на выставке, охватывают множество смысловых вариантов и предлагают зрителю своеобразный диалог форм искусства в пространстве и времени.
Осмыслению наследия авангарда Инна Олевская посвятила немало произведений подобного рода. К ним относится, например, замысел росписи на чайнике и получашках, сделанных по форме Казимира Малевича «Экстренная связь».
В особую группу можно выделить сервизы Инны Олевской: «Встреча» (1986), «В тени крыл твоих укрой меня» (1992) и другие. Они воспринимаются как сложные художественные ансамбли с глубоким внутренним содержанием. В процессе их создания серьезное внимание уделяется формам, взаимодействию всех пластических элементов, фактуре изделий.
К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог «Инна Олевская в Эрмитаже. Метаморфозы фарфоровой пластики» (издательство «Чистый лист», 2017).
Авторы статей: Е.С. Хмельницкая (Государственный Эрмитаж), М.А. Костриц (Русский музей). Дизайн каталога: Артём Тамазов.
Куратор выставки — Екатерина Сергеевна Хмельницкая, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков.