Выставка «Проверка на прочность. Избранные произведения из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств» в рамках проекта «Резидент»

Выставка «Проверка на прочность. Избранные произведения из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств» в рамках проекта «Резидент»

С 27 апреля по 9 сентября в Москве на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» будет представлен выставочный проект «Проверка на прочность. Избранные произведения из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств». Выставка представит избранные произведения XIX-ХХ веков из собрания музея и станет одним из двух флагманских проектов, которыми откроется программа российского межмузейного обмена «Резидент» в павильоне «Рабочий и колхозница».

Выставка «Проверка на прочность» посвящена индустриальной теме в искусстве Урала и опыту ее прочтения через коллекции музея. Прочность – способность материала воспринимать внешнюю нагрузку, не разрушаясь – одно из ключевых понятий «сопромата» и главная метафора сегодняшнего проекта. Как рабочий борется с сопротивлением металла и камня при его обработке, так и художник вынужден учитывать особенности материала, с которым он взаимодействует, а порою – вступать с ним в борьбу. Проверку на прочность проходят они оба. Истоки этого представления – в тесной связи уральского искусства с промышленностью и традиционными художественными промыслами. Позднее, в советский период, образ «рабочего-художника» также занимает особое место в уральской живописи и графике. На холсте Германа Метелева «Рабочее утро» (1968-1969) идущий с этюдником художник воспринимается как равный с рабочими, спешащими на завод. Важнейшим критерием оценки того или иного произведения в уральском искусстве всегда была его «сделанность», степень проработанности и законченности.

Первый этаж выставки посвящен взаимодействию человека и природы, которую он преобразует своим трудом. Это находит свое отражение в произведениях уральских живописцев и графиков, повествующих об историческом прошлом региона, незаурядных личностях, сыгравших в нем особую роль, величественной природе, героях легендарных уральских заводов. Здесь представлены также ранние опыты художников в индустриальной теме искусства 1920х-1930-х годов. Урал первых пятилеток попадает в поле зрения не только местных, но и московских, и ленинградских художников, среди которых – Юрий Пименов, Самуил Адливанкин, Александр Лабас и др. Особое место занимают здесь индустриальные и городские пейзажи. Художников привлекают грандиозные панорамы заводского строительства, преобразующего ландшафт (С. Петров, Ф. Лехт); впечатляющие масштабы промышленных корпусов (В. Васильев. «Домна Нижне-Салдинского завода»); просторные цеха, оборудованные новыми машинами и техникой (А. Лабас. «Уральский завод»); новостройки, меняющие городскую среду и символически обозначающие начало новой современной эпохи (В. Крайнев. «Строительство Городка Чекистов»; В. Васильев. «Свердловск. Эскиз»). 

Важной составляющей выставки является зал, посвящённый сказам Павла Бажова в интерпретации уральских художников второй половины XX века. Подарив Уралу свою мифологию, напрямую связанную с горнозаводской цивилизацией, Бажов обозначил ее основных действующих лиц: мастеров и рабочих с их корявым, но выразительным говором, приказчиков и их «подлокотников», всевозможных представителей «уральской хтони»: от Хозяйки Медной горы и Огневушки-поскакушки до Великого Полоза.

Внутреннее сопротивление художника в позднесоветском уральском искусстве — тема второго этажа. Здесь мы увидим работы, не связанные напрямую с индустриальной темой, — оттепельные лирические акварели, автопортреты художников и портреты их друзей, картины периода «перестройки», отразившие нарастание внутренних социальных противоречий. Особую роль в художественной жизни Свердловска и самого музея играл Миша Брусиловский, творчеству которого отдан небольшой зал внутри выставки. С помощью архивных фотографий и видео кураторы попытались погрузить зрителя в атмосферу своеобразного художественного сообщества города, куда входили многие живописцы, графики и скульпторы, чьи работы представлены в экспозиции (Г. Мосин, В. Волович, Г. Метелев, А. Антонов, С. Тарасова, А. Калашников и др.). Все эти художники прошли настоящую проверку на прочность и явились воплощением стойкости в своих убеждениях.

Особое место в экспозиции занимают образцы возникшей в старообрядческом центре Урала Невьянской иконописной школы, что во многом явилось также следствием проявления идеи сопротивления - не только в художественном, но и в духовно-религиозном аспекте. C помощью мультимедийных технологий зритель сможет познакомиться и со знаменитым Каслинским чугунным павильоном, обладателем Гран-при Всемирной выставки 1900 года в Париже, чуть не утраченным в советский период, а теперь ставшим визитной карточкой всего региона, символом победы художника над угрюмым и тяжелым металлом.

Выставка «Проверка на прочность. Избранные произведения из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств» будет представлена в Москве с 27 апреля по 9 сентября 2018 года на ВДНХ в павильоне  «Рабочий и колхозница».  

ООО «Ювелирный Вернисаж»
Распиcание В избранное
27.04.2018 - 09.09.2018 11:00 - 20:00
пр-т Мира, 119 строение 11, Москва, Россия, 129223

Отзывы

Пока нет ни одного отзыва.

Добавить отзыв

Другие мероприятия в городе «Москва»

Другие мероприятия категории «выставка»

Другие мероприятия организатора

Что дает регистрация на Archinavi

Избранное

Возможность добавлять
события и места в избранные

Уведомления

Напоминание о предстоящих
событиях

Комментарии

Возможность оставлять
комментарии