Выставка «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 — 60-х годов ХХ века».

Выставка «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 — 60-х годов ХХ века».

Институт Сервантеса в Москве и Российская академия художеств при поддержке Московского музея современного искусства представляют выставку «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 — 60-х годов ХХ века». Экспозицию составят 36 произведений живописи, рисунка и скульптуры из частных коллекций.

«Группа „Эль Пасо“ возникло как объединение художников и писателей, которые разными путями пришли к осознанию этической необходимости что-то сделать для своей страны».

Так начинается манифест, который в марте 1957 года подписали Рафаэль Каногар, Луис Фейто, Хуана Франсес, Мануэль Мильярес, Антонио Саура, Мануэль Ривера, Пабло Серрано и Антонио Суарес, а также писатели Мануэль Конде и Хосе Айльон. После публикации манифеста к группе присоединяются скульптор Мартин Чирино и живописец Мануэль Виола. Манифест порожден потребностью в переменах, которую явственно ощущала эта группа художников. С конца Гражданской войны Испания находилась в культурной изоляции и искусство, казалось, утратило свое значение, в то время как Европа и США переживали культурный бум. В 50-е годы группа молодых художников «Эль Пасо» положила конец долгому летаргическому сну испанского искусства. Мечтая об обновлении эстетики, они с 1955 года оказались под общим знаменем информализма, а основополагающими для развития группы стали взгляды испанского художника и писателя Хосе Гутьерреса Солану. Точек соприкосновения между художниками группы было немало: ведь они принадлежали к одному поколению, социальной среде, все они бывали в Париже, где видели работы Жана Дюбюффе, Жана Фотрие и Жоржа Матьё.

Художникам группы «Эль Пасо» удалось покончить с господством академизма и привнести новые техники, до того неизвестные в Испании. Под влиянием абстрактного экспрессионизма, разрушившего стереотипы того времени, они применяли дриппинг, вместо холста использовали мешковину или металлизированную ткань, сыпали на картины песок, приклеивали предметы к холсту, царапали его, писали пастозно. В то же время реализм, отодвинутый на задний план революционными «измами» XX века, благодаря американским художникам снова стал занимать ведущие позиции. В это же самое время группа испанских художников решительно включилась в обновление художественной панорамы Испании, предпочитая отражение личных переживаний простой констатации реальности, обратившись к темам из повседневной, обыденной жизни. Семь художников решили вернуться к фигуративности: Эсперанса Парада, братья Хулио и Франсиско Лопес, Мария Морено, Амалия Авиа, Исабель Кинтанилья и Антонио Лопес. Их роднит не только принадлежность к одному поколению, дружеские и семейные связи, но и сходные мотивы в творчестве, близкие взгляды на саму природу искусства.

Художники-реалисты не рассматривали себя как группу, у них не было желания объединиться и следовать общим схемам и правилам, напротив, каждый из них стремился к независимости. В этом реалисты отличались от «Эль Пасо», художественного объединения с официально опубликованным манифестом, примкнувшего к господствовавшему тогда движению абстракционизма. «Мадридские реалисты» стали катализаторами фигуративности, обновив ее. Однако, при всех различиях, они поддерживали тесные отношения с абстрактным искусством. Здесь важна фигура Лусио Муньоса, соученика художников-реалистов по Академии изящных искусств Сан Фернандо, повлиявшего на абстракционистов, в том числе на их эстетику.

Немаловажно отметить, что половину «группы» сторонников фигуративности составляли женщины: Эсперанса Парада, Амалия Авиа, Мария Морено и Исабель Кинтанилья, в то время как в состав «Эль Пасо» входила лишь одна женщина, Хуана Франсес, к тому же, супруга скульптора Пабло Серрано. Еще одно отличие состоит в том, что, в то время как абстракционисты ездили в Париж для знакомства с тенденциями art informel, художники-реалисты совершали обязательное путешествие в Рим, чтобы, напитавшись итальянским классицизмом, возродить его в новой форме. Но что, без сомнения, связывает две группы художников, так это борьба за возвращение искусству той роли, какую оно имело в Испании в прежние времена, и им удалось этого добиться через творчество в стилях, которые на первый взгляд представляются оппозиционными. Кроме того, художники совпали во времени и в пространстве: первые творческие шаги они совершают в Мадриде в 1950-е годы, и именно там вынашивают свои замыслы.

Все эти художники уже вошли в историю испанского искусства как инициаторы и ключевые фигуры художественного переворота. На выставке впервые вместе представлены работы всех членов группы «Эль Пасо» и мадридских реалистов. Это уникальная возможность перенестись в ключевой для испанского искусства момент, который определил последующее развитие художественных течений в Испании. Работы восемнадцати художников прекрасно иллюстрируют мысль Альбера Камю: «чтобы быть революционером, надо еще во что-то верить там, где верить не во что».

Участники выставки:

7 художников из группы «Мадридские реалисты»: Esperanza Parada, Amalia Avia, Julio López, Francisco López, María Moreno, Antonio López, Isabel Quintanilla.

10 художников из группы «Эль Пасо»: Manuel Millares, Manuel Rivera, Luis Feito, Antonio Saura, Rafael Canogar, Martín Chirino, Juana Francés, Antonio Suárez, Manuel Viola, Pablo Serrano. И художник Lucio Muñoz — как «связующее звено» между двумя школами.

Распиcание В избранное
30.03.2018 - 19.08.2018 12:00 - 20:00
ул. Пречистенка, 19, Москва, Россия, 119034

Отзывы

Пока нет ни одного отзыва.

Добавить отзыв

Другие мероприятия в городе «Москва»

Другие мероприятия категории «выставка»

Другие мероприятия организатора

Что дает регистрация на Archinavi

Избранное

Возможность добавлять
события и места в избранные

Уведомления

Напоминание о предстоящих
событиях

Комментарии

Возможность оставлять
комментарии