Текстиль самого высокого качества всегда служил желанным элементом в декоре интерьера.
До конца 19 века стоимость тканей была настолько велика, что ткани и ковры в интерьере воспринимались как крайне дорогостоящее украшение, стоившее значительно дороже картин. Во время занятий мы рассмотрим, как и почему это происходило, как ткани в интерьерах и их формы были связаны с развитием производства, технологиями, политикой, архитектурой, образом жизни и личными вкусами заказчиков.
ПРОГРАММА
Художественный текстиль: Терминология, история, производство.Основные термины, коммерческая и научная терминологии, этапы развития производства текстиля класса люкс в Европе от античности до 20 века.
Текстиль и исторические стили. Художественный текстиль: между декором и утилитарностью. Связь производства текстиля и стилеобразующих факторов в европейском классическом интерьере от античности до начала 20 века. Особенности использования тканей и ковров в интерьерах разных исторических эпох.
Декоративные ткани в русских дворцовых интерьерах 16-го начала 20-го века.Особенности национального вкусаОт «древнерусского интерьера» 15-17 вв. к европейским чертам в русском интерьереОсобенности архитектуры, культурные традиции.Ткани и ковры в русском интерьере этого времени, связи с европейскими странами.Петербург как европейская столица России. Русский ампир, бидермайер и историзм в 19 веке.Текстиль в интерьерах дворцов. К вопросу о терминологии в русском драпировочном искусстве.
«Русский вкус» – от национальной традиции к большим стилям 18 века. Занимая географически положение между Европейскими государствами и Азией, Россия сформировала свой собственный культурный феномен, который можно условно назвать «русский вкус».В лекции мы попытаемся проследить этапы культурного развития России с эпохи средневековья, ее контакты или конфликты с иностранными культурами, вечный баланс между Востоком и Западом, преобладание «восточного» и «западного» в русской культуре в различные эпохи.Сохранившиеся артефакты и письменные источники позволят нам сделать набросок собирательного образа русского аристократического заказчика, на которого был ориентирован экспорт самых роскошных европейских тканей в так называемую эпоху «Древней Руси».
Занятие в ЭрмитажеШпалеры и текстильное убранство дворцового интерьера на примере комнат Марии Александровны в Зимнем Дворце. Посещение хранилища тканей. (Шпалеры и ткани 15-19 вв.)