К 155-летию со дня рождения Михаила Васильевича Нестерова. Выставка живописи, графики, предметов мемориального значения из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова
Имя выдающегося художника, академика живописи, заслуженного деятеля искусств РСФСР Михаила Васильевича Нестерова (1862–1942) дорого всем уфимцам. В Уфе 31 мая (19 мая по ст. с.) 1862 года будущий художник родился. Здесь прошли его детские годы, были сделаны первые шаги в искусстве, отсюда он уехал поступать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Став москвичом, Нестеров и тогда не порывал связей с родным городом, где жили дорогие его сердцу мать, отец, старшая сестра. В Уфе были созданы принесшие ему мировую известность картины «Пустынник» (1888–1889), «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890), «Портрет О.М. Нестеровой» (знаменитая «Амазонка», 1906), занимающие видное место в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва) и Государственного Русского музея (Санкт-Петербург). В Башкирском художественном музее хранится одна из самых крупных в России коллекций его произведений. Поэтому каждая юбилейная выставка М.В. Нестерова в залах музея становится для уфимцев событием. Нестеров прославил себя не только как мастер живописи, но и как коллекционер русского искусства. В 1913 году, «…желая содействовать художественному образованию своих земляков…», он подарил родному городу собранную им коллекцию русской живописи и графики второй половины ХIХ – начала ХХ века: 102 произведения. Нестеров намеревался разместить коллекцию в Аксаковском народном доме (ныне – здание Башкирского государственного театра оперы и балета). Но строительство Дома затягивалось, и бесценный дар продолжал оставаться в Москве. Лишь в 1919 году, после освобождения Уфы от колчаковцев, коллекция прибыла в город. Её доставил земляк Нестерова, известный московский архитектор Илья Евграфович Бондаренко (1870–1947), который и стал первым директором музея. Усилиями Бондаренко было найдено подходящее для музея помещение — бывший особняк купца-лесопромышленника Михаила Артемьевича Лаптева (1845–1919), построенный в 1913 году в стиле «модерн» по проекту талантливого самарского архитектора, выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Александра Александровича Щербачёва (1858–1912). Открытие музея состоялось 5 января 1920 года. В 1954 году музею было присвоено имя М.В. Нестерова.Особую ценность нестеровского дара составили 30 работ самого дарителя — портреты и пейзажи. Сегодня музей обладает одной из крупнейших в России коллекций произведений Нестерова (109 экспонатов), созданных в основном в 1878–1917 годах и значительно обогащающей наше представление о дореволюционном периоде творчества художника (произведения советского периода в коллекции единичны). Особый исследовательский интерес к произведениям Нестерова дореволюционного периода легко объясним: именно в этот период сформировалась его нравственно-эстетическая программа с центральной идеей — идеей «пустынножития». Нестеров был убеждён, что очищение и возрождение души на пути человека к Богу могут произойти только вдали от цивилизации, наедине с природой, в гармонии с нею, то есть в условиях «пустынножития».Нестеров рано обрёл себя. В 1876 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где особое влияние на формирование его духовного мира оказал любимый педагог — выдающийся русский художник Василий Григорьевич Перов (1834–1882). Одно из самых ранних произведений юного Нестерова — «Портрет старика», созданный в 1878 году, в возрасте 16-ти лет, в головном классе Московского училища. Написанный в сложной технике (маслом на бумаге), этот портрет отличается недетским мастерством и глубиной образа, свидетельствующими о будущем даровании Нестерова-портретиста. «Натурщик», написанный также в Московском училище, демонстрируют блестящее владение молодым художником академическим рисунком, композицией, сложнейшими ракурсами и пропорциональными соотношениями, игрой рефлексов, света и тени, сопоставлением пластики тела, его тёплого цвета с пластикой и цветом «неживых» форм (интерьерных и предметных), оживлённых охристо-коричневой тканью матраса.К этому же периоду относится «Портрет мужчины» (1882). Написанный практически монохромно, с использованием минимальных средств выразительности, он в очередной раз убеждает в формирующемся таланте Нестерова-портретиста. Этот портрет ценен ещё и тем, что передаёт дух Уфы второй половины ХIХ века: герой портрета, скорее всего, — один из уфимских купцов, знакомый семьи Нестеровых. Его образ отсылает нас к образу отца художника — Василия Ивановича Нестерова, пользовавшегося в городе особым уважением и почётом за отличавшие его честность, порядочность и ответственность.Среди произведений раннего периода — «Портрет мужчины» (1882) и жанровые композиции «Под домашним арестом» (1883), «Тапёр» (1885) и «Старый да малый» (1887). Три последних связаны с идеями передвижничества и одновременно завершают «передвижнический» этап в творчестве Нестерова. Картина «Тапёр» посвящена теме одинокой старости и отмечена характерным для эстетики передвижничества социально-обличительным пафосом. В то время как в картине «Старый да малый» при её типичной «русскости» нет ничего трагического: перед нами — дед и внук, связанные не только родственными, но и душевными отношениями. Их дружелюбному общению вторит настроение весенней, залитой ярким солнцем природы. Это одно из первых произведений Нестерова, в котором зазвучала одна из важнейших для его творчества тем — тема гармонии человека и природы, их состояний.Эскиз «Под домашним арестом», как и сама картина «Домашний арест» (1883, ГТГ), решён в откровенно «анекдотическом» ключе — с юмором или добродушной иронией, характерными в целом для поздних передвижнических жанров. Все вышеназванные произведения созданы под непосредственным влиянием В.Г. Перова. Созданное в 1884 году полотно «Иван Сусанин» связано с историей первого российского царя из династии Романовых — Алексея Михайловича — и демонстрирует ещё одну грань таланта Нестерова — историзм мышления. Основанный на любви к русской истории, к её выдающимся личностям, через несколько лет он воплотится в знаменитом «Сергиевском цикле».
Подробнее: