27 декабря в Школе креативных индустрий «Маяк» состоится презентация 30-го выпуска журнала «Проект Балтия» – выпуска, посвященного теме «Будущее». В программе – выступления главного редактора журнала Владимира Фролова, директора петербургского офиса голландского архитектурного бюро MLA+ Яны Голубевой, а также историка архитектуры Ксении Малич (Государственный Эрмитаж).
30-й номер журнала «Проект Балтия», отмечающего в этом году свое 10-летие, повествует о будущем. Открывает номер критический анализ Таллинской архитектурной биеннале, чью тему куратор Клаудия Паскеро из лондонской школы Бартлетт сформулировала как bioTallinn. Биотехнологическая идея TAB 2017 лежит в русле ви́дения грядущей архитектуры как продукта постантропоцена, то есть эры, когда человек перестанет быть мерой всех вещей и уравняется с другими организмами. Британский же критик и историк архитектуры Брайан Хэттон, автор главного эссе выпуска, напротив, уверен, что будущее невозможно без повторений. Он указывает на то, что все новаторы XX века так или иначе апеллировали к образам прошлого, а от футуризма, воспевавшего эстетику машин, к бескомпромиссному традиционализму диктатур культура переходила с удивительной скоростью. Взгляд Брайана Хэттона точно схватывает характер художественных явлений в архитектуре (особенного внимания, на наш взгляд, заслуживает трактовка работ Якова Чернихова), рассматривая их в широком культурном контексте. Статья изобилует цитатами из философской и литературной классики ушедшего века: Николая Бердяева, Уистена Одена, Сэмюэла Беккета, а само название текста – «Построй это еще раз, Сэм» – отсылает к культовому кино «Касабланка», где герой просит пианиста повторить мелодию, напоминающую ему о любви: «Play it again, Sam!» «Здания суть произведения исполнительского искусства», – к такому выводу приходит Брайан Хэттон.
Значительная часть выпуска – раздел «Новая норма» – знакомит читателя с неопрогрессистскими тенденциями в современной архитектуре, понимаемой как часть урбанистического дискурса. Солирует на этих страницах голландский футуролог Эдвин Гарднер из бюро Monnik: его доклад посвящен утопической модели технологического и социально устойчивого будущего. Еще два интервью раздела связаны с влиянием голландской школы, сохраняющей передовые позиции в современной архитектуре: Елена Миронова (ИТР) рассказывает о методах реконструкции и перепрофилирования исторических зданий в Нидерландах, а директор петербургского офиса роттердамского бюро MLA+ Яна Голубева анализирует преимущества планировочных подходов голландцев. Здесь же даны примеры рекреационной архитектуры (открытый бассейн Allas в Хельсинки, концертный павильон в Латвии), реконструкции промышленных объектов из региона, в частности – объектов таллинского квартала Ротерманни и петербургской Новой Голландии, а также ансамбль бизнес-центра «Невская Ратуша», возникший на месте промзоны в северной столице России.
Второй сегмент тематической части – «Альтернативы» – содержит проекты, которые можно отнести к области визионерской («бумажной») архитектуры. Сюда вошли интервью с собственно «бумажниками» – петербуржцем (живущим в Москве) Михаилом Филипповым и таллинцем Виленом Кюннапу, трансгуманистический манифест и проект города для людей, обретших крылья, Алексея Левчука, а также неофутуристический проект Степана Липгарта и неоситуационистский – Линаса Тулейкиса и соавторов.
Рубрика «Дискуссия» в 30-м выпуске имеет прямое отношение к тематической части: здесь впервые на русском языке помещен в определенном смысле пророческий фельетон Адольфа Лооса «О бедном богатом человеке» (1900); за ним следует расшифровка Второго диспута Диогена – «Человек будущего», в ходе которого петербургские интеллектуалы обрисовали условия наступающей технологической эры и подвергли критике фигуру хипстера как образцового жителя капиталистического мегаполиса, подчеркнув, что эта фигура не в состоянии заслонить возникающую на горизонте тень иррационального и дикого – некоего условного «грузовика», врезающегося в толпу добропорядочных горожан.
В разделе «Конкурсы» представлен критический обзор vision competition Таллинской биеннале («Реметаболизация Пальяссааре»), конкурса «Петербургский стиль XXI века» и проведенного «Проектом Балтия» молодежного конкурса «Прибрежный квартал. Код леса».
«Лаборатория дизайна» демонстрирует неизменную галерею из пяти небольших архитектурных объектов: на этот раз представлены работы бюро ALA, Kadarik Tüür Arhitektid, NRJA, DO ARCHITECTS, а также Федора Опарина и Ильи Кулика.
В программе вечера –
выступление Ксении Малич, посвященное визионерской архитектуре 1960-х годов, рассказ Владимира Фролова о работе над 30-м выпуском журнала «Проект Балтия», доклад Яны Голубевой о практике голландского бюро MLA+ в России.
Присутствие будущего. Презентация 30-го номера журнала «Проект Балтия»
27 декабря в Школе креативных индустрий «Маяк» состоится презентация 30-го выпуска журнала «Проект Балтия» – выпуска, посвященного теме «Будущее». В программе – выступления главного редактора журнала Владимира Фролова, директора петербургского офиса голландского архитектурного бюро MLA+ Яны Голубевой, а также историка архитектуры Ксении Малич (Государственный Эрмитаж).
30-й номер журнала «Проект Балтия», отмечающего в этом году свое 10-летие, повествует о будущем. Открывает номер критический анализ Таллинской архитектурной биеннале, чью тему куратор Клаудия Паскеро из лондонской школы Бартлетт сформулировала как bioTallinn. Биотехнологическая идея TAB 2017 лежит в русле ви́дения грядущей архитектуры как продукта постантропоцена, то есть эры, когда человек перестанет быть мерой всех вещей и уравняется с другими организмами. Британский же критик и историк архитектуры Брайан Хэттон, автор главного эссе выпуска, напротив, уверен, что будущее невозможно без повторений. Он указывает на то, что все новаторы XX века так или иначе апеллировали к образам прошлого, а от футуризма, воспевавшего эстетику машин, к бескомпромиссному традиционализму диктатур культура переходила с удивительной скоростью. Взгляд Брайана Хэттона точно схватывает характер художественных явлений в архитектуре (особенного внимания, на наш взгляд, заслуживает трактовка работ Якова Чернихова), рассматривая их в широком культурном контексте. Статья изобилует цитатами из философской и литературной классики ушедшего века: Николая Бердяева, Уистена Одена, Сэмюэла Беккета, а само название текста – «Построй это еще раз, Сэм» – отсылает к культовому кино «Касабланка», где герой просит пианиста повторить мелодию, напоминающую ему о любви: «Play it again, Sam!» «Здания суть произведения исполнительского искусства», – к такому выводу приходит Брайан Хэттон.
Значительная часть выпуска – раздел «Новая норма» – знакомит читателя с неопрогрессистскими тенденциями в современной архитектуре, понимаемой как часть урбанистического дискурса. Солирует на этих страницах голландский футуролог Эдвин Гарднер из бюро Monnik: его доклад посвящен утопической модели технологического и социально устойчивого будущего. Еще два интервью раздела связаны с влиянием голландской школы, сохраняющей передовые позиции в современной архитектуре: Елена Миронова (ИТР) рассказывает о методах реконструкции и перепрофилирования исторических зданий в Нидерландах, а директор петербургского офиса роттердамского бюро MLA+ Яна Голубева анализирует преимущества планировочных подходов голландцев. Здесь же даны примеры рекреационной архитектуры (открытый бассейн Allas в Хельсинки, концертный павильон в Латвии), реконструкции промышленных объектов из региона, в частности – объектов таллинского квартала Ротерманни и петербургской Новой Голландии, а также ансамбль бизнес-центра «Невская Ратуша», возникший на месте промзоны в северной столице России.
Второй сегмент тематической части – «Альтернативы» – содержит проекты, которые можно отнести к области визионерской («бумажной») архитектуры. Сюда вошли интервью с собственно «бумажниками» – петербуржцем (живущим в Москве) Михаилом Филипповым и таллинцем Виленом Кюннапу, трансгуманистический манифест и проект города для людей, обретших крылья, Алексея Левчука, а также неофутуристический проект Степана Липгарта и неоситуационистский – Линаса Тулейкиса и соавторов.
Рубрика «Дискуссия» в 30-м выпуске имеет прямое отношение к тематической части: здесь впервые на русском языке помещен в определенном смысле пророческий фельетон Адольфа Лооса «О бедном богатом человеке» (1900); за ним следует расшифровка Второго диспута Диогена – «Человек будущего», в ходе которого петербургские интеллектуалы обрисовали условия наступающей технологической эры и подвергли критике фигуру хипстера как образцового жителя капиталистического мегаполиса, подчеркнув, что эта фигура не в состоянии заслонить возникающую на горизонте тень иррационального и дикого – некоего условного «грузовика», врезающегося в толпу добропорядочных горожан.
В разделе «Конкурсы» представлен критический обзор vision competition Таллинской биеннале («Реметаболизация Пальяссааре»), конкурса «Петербургский стиль XXI века» и проведенного «Проектом Балтия» молодежного конкурса «Прибрежный квартал. Код леса».
«Лаборатория дизайна» демонстрирует неизменную галерею из пяти небольших архитектурных объектов: на этот раз представлены работы бюро ALA, Kadarik Tüür Arhitektid, NRJA, DO ARCHITECTS, а также Федора Опарина и Ильи Кулика.
В программе вечера –
выступление Ксении Малич, посвященное визионерской архитектуре 1960-х годов, рассказ Владимира Фролова о работе над 30-м выпуском журнала «Проект Балтия», доклад Яны Голубевой о практике голландского бюро MLA+ в России.
Из интервью Яны Голубевой в 30-м выпуске журнала «Проект Балтия»:
«У меня нет идеалистического представления о том, что общественное мнение будет всегда полезным. Любое градостроительство и проектирование – это политика. Вопрос в том, чьи интересы в большей мере выражены. Плохо, когда представлены интересы только одной из сторон: чем больше участников процесса, тем больше компромиссов, тем более сложными становятся решения. Мы не сможем удовлетворить интересы всех, но чем больше высказано мнений и предложений, тем полноценней окажется решение».
Мероприятие пройдет при поддержке салона BAUART