«Парижские вечера» баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «“Парижские вечера’’ баронессы Эттинген. Руссо, Модильяни, Аполлинер, Сюрваж, Фера», которая расскажет о салоне баронессы Элен Эттинген и художественной жизни Парижа времен расцвета авангарда. На выставке будут представлены ранее неизвестные документы и материалы из частного архива французских наследников баронессы – семейства Руссо, – наравне с произведениями из крупнейших французских музеев искусства ХХ века — Национального центра искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музея Оранжери, Музея современного искусства города Парижа, а также Художественного музея Атенеум (Хельсинки), музея Пти-Пале (Женева) и Национальной библиотеки Франции. Зрители увидят около 30 картин, до полусотни рисунков, уникальные архивные материалы, произведения прикладного искусства и дизайна. Выставка организована при поддержке Mastercard.
Центральной темой выставки станет салон баронессы Эттинген — одна из ключевых точек на художественной карте Парижа начала XX века, место встреч новаторов в искусстве – художников, литераторов, критиков и музыкантов. Урожденная польская аристократка Елена Миончинская, в замужестве баронесса Эттинген, прибыла в Париж вместе со своим двоюродным братом, талантливым художником Сергеем Ястребцовым, в 1910-е годы принявшим псевдоним Серж Фера. Страсть к новому искусству, накал творческой энергии, постоянные яркие инициативы, нередко принимавшие форму романтических связей, сделали баронессу Эттинген и Сержа Фера одними из основных фигур творческой жизни того времени.
Их апартаменты на бульваре Распай на Монпарнасе, декорированные африканской скульптурой (Эттинген и Фера были одними из первых, кто оценил эти необычные предметы коллекционирования), были привлекательны для талантов, творивших во всех видах искусства. За долгие годы баронесса Эттинген и Серж Фера сумели придать импульс десяткам авангардных проектов и на равных участвовать в них: в их «ближнем круге» были Пабло Пикассо, Жорж Брак, Анри Матисс, Андре Дерен, кубисты «Золотого сечения» и итальянские футуристы, мастера Парижской школы, поэты Гийом Аполлинер и Жан Кокто. Именно Эттинген и Фера одними из первых открыли художника Анри Руссо и начали собирать его картины.
Отдельная часть выставки посвящена Эттинген и Фера в роли покровителей авангарда. В 1910-е годы в салоне баронессы встречались и обменивались идеями Жан Метсенже, Робер Делоне, Фернан Леже, Франсис Пикабиа, взаимно обогащая художественные методы друг друга. Композиции самого Сержа Фера по своей экспрессии не уступают хрестоматийным образцам кубизма. Возлюбленный баронессы, художник из Финляндии Леопольд Сюрваж, стал одним из первооткрывателей абстрактного искусства.
Специальный раздел экспозиции расскажет о литераторах. Поэты и писатели пользовались особым расположением баронессы. В ее доме звучали стихи Аполлинера, Кокто, Макса Жакоба, Андре Сальмона. Легендарным стал журнал «Парижские вечера» (Soirées de Paris), который Эттинген и Фера в 1913 году «подарили» своему другу Гийому Аполлинеру. В издании печатались авангардные поэты и публиковались статьи о самых интересных художниках.
1917 год стал временем новаторских театральных проектов в Париже. Наряду с «Парадом» в декорациях Пикассо, таким прорывом стала и оформленная Сержем Фера пьеса Аполлинера «Груди Тиресия», названная авторами «сюрреалистической» — это знаменитое слово прозвучало тогда впервые.
Революция в России лишила Эттинген и Фера доходов, превратила их из щедрых меценатов в неутомимых авторов все новых творческих инициатив. Баронесса писала стихи и публиковалась, общалась и сотрудничала с музыкантами знаменитой французской «Шестерки» и художниками Парижской школы. Ее опыты 1920-х в моде и дизайне, пронизанные эстетикой ар-деко, перекликаются с работами знаменитой современницы Сони Делоне. В свою очередь, Серж Фера в межвоенное двадцатилетие прославился своими театральными проектами и философскими композициями с арлекинами, которыми вдохновенно восхищался Кокто. Дожив до преклонных лет, Фера остался хранителем памяти о временах становления авангарда, тщательно сохранив архив баронессы Эттинген.
Кураторы выставки: Сильви Бюиссон (Париж), Алексей Петухов (старший научный сотрудник отдела искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков)
Отзывы
Добавить отзыв
Другие мероприятия организатора

Лекция "Караваджо и итальянская живопись XVII века"
Колымажный пер., 6с2, Москва, Россия, 119019

Пикассо в России 1900–1910-х годов: парадоксы восприятия
ул. Волхонка, 18, Москва, Россия, 119019
Что дает регистрация на Archinavi

Возможность добавлять
события и места в избранные

Напоминание о предстоящих
событиях

Возможность оставлять
комментарии