2 марта 2018 года в 19.30 в Креативном пространстве «Мойка-8» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров пройдет лекция Филиппа Андреевича Кострица «Современное искусство и дизайн. Форма, структура, пространство», на которой будет проведен анализ взаимоотношений искусства и дизайна на примере проекта «Структуры», ставшего частью мирового музейного опыта в этом направлении.
В ХХ веке последовательно разбивались стереотипы в отношении элитарного и массового, высокого и низкого. В сфере этих противоположностей искусство и дизайн изначально решали разные задачи. Дизайн ориентировался на предметную среду и функциональность. Искусство пыталось с иронией переосмыслить эстетику high art. Вместе с тем, и во многом в новейшее время в этих процессах можно проследить целый ряд интересных и неожиданных параллелей.Кажется, все так просто, где-то структура, энергетика форм выходит наружу, а где-то погружена в себя, но выявляет свою внутреннюю конструкцию. Мы отмечаем, – структура произведения, структура текста. Но структура есть категорийный элемент суждения, позволяющий нам размышлять о художественном произведении.
И это тем более интересно, когда выстраивается множественность ассоциативных рядов в пространстве музейной экспозиции. Таким стал проект «Структуры», прошедший в 2017 году в Мраморном дворце Русского музея. Проект – размышление, проект, построенный на взаимосвязях, где формы современного искусства и дизайна органично сосуществуют. Кинетические обьекты Вячеслава Колейчука, спирали, цветовые фактуры Франциско Инфанте-Арана, как универсальные художественные доминанты определяют основные линии проекта, выходящие как в пространство картины, так и в сферу новейших медиа.Здесь важно отметить и исследование современными художниками модернистского проекта искусства, когда структура произведения становится центральным элементом философской доктрины. В этом отношении, проект «Структуры» легко вписывается в интернациональный контекст показа. Мы можем выделить опыт таких музеев, как Gementemuseum (Гаага), Stedelijk museum (Амстердам), где представлены яркие, программные работы группы De Stijl, оказавшей столь существенное влияние на последующие генерации художников. В Gementemuseum диалог структурного формотворчества ранних авангардистов происходит в соприкосновении с геометрической композицией Сола Левитта. В Stedelijk museum взаимодействие двух ветвей экспозиций, – одна, связанная с процессами в искусстве, другая, – с дизайном, создает многомерность взгляда на предмет, в том числе с позиции критики искусства и языков его описания.