Лекция из абонемента №3 «Золотой век русской иконописи: XV век».
Лектор — Е.В. Гладышева
В начале XV века Новгород, как и Москва, не остался в стороне от новых художественных тенденций, характерных для живописи круга Андрея Рублёва. Проявление этих тенденций очевидно в росписях несохранившейся новгородской церкви Архангела Михаила на Сковородке, известных по фотографиям довоенного времени, а также в ряде икон. В другой группе произведений иконописи и миниатюры первой трети столетия обнаруживаются признаки более традиционного для новгородского искусства языка, построенного на цветовых контрастах и заостренной выразительности образов.
В лекции подробно рассматриваются несколько икон первой половины — середины XV века на широко известный сюжет «Чудо от иконы „Богоматерь Знамение“» («Битва новгородцев с суздальцами»), а также памятники второй половины – конца столетия. Среди последних — иконы особенно чтимых в Новгороде святых, несколько деисусных чинов иконостасов и комплекс икон для иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, выполненный около 1497 года сборной артелью мастеров, среди которых были новгородцы.