Лекция из абонемента №4 «Древнерусская живопись позднего средневековья (XVI–XVII веков)».
Лектор — Е.М. Саенкова, кандидат искусствоведения.
Известный русский художник, любимый иконописец царя Алексея Михайловича, многие годы возглавлявший иконописную мастерскую Оружейной палаты, оставил значительное художественное наследие. Об истоках творческого пути мастера, о его восприятии иконы и связях с традицией позволяют судить ранние произведения: «Богоматерь Владимирская» из церкви архангела Михаила и «Святитель Филипп, митрополит московский».
Эволюция стиля и формирование особого почерка мастера раскрываются в произведениях 60–70-х годов XVII века, таких, как иконы из московской церкви Св. Григория Неокессарийского, среди которых «Богоматерь Киккская», образы преподобных Сергия и Никона Радонежских, написанные для Троице-Сергиевой Лавры, «Древо государства Московского», изображения «Нерукотворного образа» и др. Симон Ушаков стоял у истоков организации гравировальных мастерских. Выявлению особенностей почерка мастера во многом способствовали технико-технологические исследования, часть материалов которых демонстрируется на лекции.