В 1965 году американский художник Джозеф Кошут, один из крупных фигур концептуализма, представил на суд публике инсталляцию, состоявшую из трех элементов: складного деревянного стула, фотографии этого же стула и плаката, воспроизводящего словарную статью на слово “chair”. Произведение в буквальном смысле состояло из трех стульев и ставило зрителя перед загадкой: где же еще один стул? Тот самый Один Стул, или, может быть, Архи-стул с которого все началось и которым все закончится, альфа и омега всех стульев. В своем произведении Кошут, ставший одним из первых художников, занимавшихся исследованием искусства, языка и значения, выдвигает на первый план три плоскости реальности: вещественную, репрезентативную и языковую. Делается это с целью нарушить автоматизмы восприятия и проблематизировать наше понимание действительности. В конечном итоге Кошут предлагает задуматься о том, как символ, репрезентация и материальный мир формируют единственно доступную человеку вселенную – вселенную, существующую в его сознании.
Однако семиотический анализ не является единственным возможным подходом к интерпретации смысла в художественном произведении. В лекции мы также познакомимся с иконологией Ирвина Пановского, значительно обогатившей понимание средневекового и ренессансного искусства; рассмотрим формальный подход Анри Фосийона, Роджера Фрая и Клемента Гринберга, произведший революцию в искусстве ХХ века; а также составим представление о понятии «открытого произведения» (opera operta), предложенном в 1962 году итальянским семиологом, теоретиком постмодернизма Умберто Эко.