Потребность в определении общих оснований творческой деятельности сопровождалась процессом, который можно назвать профессионализацией сферы искусства. Он связан с выработкой критериев, компетенций, методов работы, которые подтверждали бы (профессиональный, социальный) статус художника. Система искусства развивалась, и для поддержания этой динамики требовались новые имена. С ее возрастающей инфраструктурой она не могла довольствоваться небольшим по численности арт-сообществом, как в переходные годы. Наличие новых имен должны были обеспечить разнообразные типы поддержки молодых и начинающих авторов: образовательные учреждения, альтернативные выставочные пространства и проекты, премиальные и грантовые программы. э
На лекции на примере Института проблем современного искусства (Михаил Толмачев, Анна Титова), Воронежского центра современного искусства (Илья Долгов, Иван Горшков), Краснодарского института современного искусства (группировка ЗИП), проекта «Старт» (Евгений Антуфьев, Павел Арсеньев) и других инициатив мы посмотрим, какая же была реакция на этот запрос на «молодого» художника.
Последний цикл Лектория МОММА в этом году отойдет от анализа прошлого и полностью будет посвящен самым актуальным проблемам современного художественного сообщества. Непосредственный генезис нынешнего этапа становления современного искусства в России мы можем найти — самое раннее — в 1990-ых, когда происходило становление институций и открывались первые галереи. Уже в 2000-ые, в качестве более зрелой стадии процесса, открываются первые школы для художников и теоретиков современного искусства. Развитие рынка искусства на фундаментальном уровне переопределяло представления о системе искусства и способах функционирования в ней. Вместе с профессионализацией сферы искусства, которая прежде существовала фактически нелегально, возникла потребность в определении общих оснований творческой деятельности и выработке новых критериев, компетенций, методов работы, которые подтверждали бы (профессиональный, социальный) статус художника. Новое время ставит перед художниками другие сложные задачи — если до перестройки система ценностей современных художников выстраивалась через противостояние официальной культуре, то с 1990-ых годов этот глобальный враг исчез, и каждый автор в первую очередь сталкивается с задачей абсолютно независимого выстраивания своей творческой идентичности. На лекциях ММОМА мы проанализируем эти изменения, а также все издержки и преимущества новых форм бытия современного искусства. Опыт становления современного искусства в России будет сопоставлен с западным примером.
О лекторе:
Алексей Масляев — куратор выставок современного искусства, культуролог, заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА).
Лекции модуля будут проходить с 28 ноября по 19 декабря в 19:30.ММОМА ТВЕРСКОЙ 9
Вы можете посещать модуль целиком, купив абонемент, или только интересные вам лекции, приобретая билеты на каждую из них в отдельности.Подробнее о преимуществах абонемента