27 сентября журнал «Проект Балтия», в рамках параллельной программы III Международного форума пространственного развития «Re.Urban – Re.Evolution: Переосмысляя будущее городов», в Точке кипения АСИ (Санкт-Петербург) проведет дискуссию «Язык архитектурного монумента: конкурс на проект музейно-выставочного комплекса “Оборона и блокада Ленинграда”».
В Петербурге подведены промежуточные итоги архитектурного конкурса на проект музейного комплекса «Оборона и блокада Ленинграда». Среди победителей – три петербургские и одна финская команда архитекторов: «Студия 44», «Земцов, Кондиайн и партнеры», Архитектурная мастерская Мамошина и Lahdelma & Mahlamäki Architects (в соавторстве с американским бюро Ralf Appelbaum Associates). Решение о том, по какому из четырех проектов станет возводиться новый музейный комплекс, имеющий большое градостроительное и культурное значение, – будет приниматься с учетом мнения жителей блокадного Ленинграда. Вместе с тем организаторы предполагают, что экспозиция предназначается в первую очередь для грядущих поколений петербуржцев – тех, кто воспитан уже в среде современного информационного общества. В связи с этим дискуссия журнала «Проект Балтия» концентрируется на вопросе архитектурного языка и проблемах трансляции идеологического послания мемориальной институции посредством той или иной формы. Участники дискуссии продолжат или оспорят размышления главного редактора журнала «Проект Балтия» Владимира Фролова, изложенные в эссе «Драматический модернизм» в блоге издания: projectbaltia.com/news-ru/14334
Модератор дискуссии: Владимир Фролов, главный редактор журнала «Проект Балтия»
К дискуссии приглашены:
Анна Катханова (КГА)
Владимир Линов, архитектор, эксперт конкурса
Федор Гаврилов, журналист (РБК)
Максим Батаев, архитектор (AMD Architects)
Милена Третьякова (Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда)
Владимир Лисовский, историк архитектуры
Вадим Басс, историк архитектуры
Людмила Белова, художник
Дмитрий Пиликин, арт-критик
Андрей Могучий, театральный режиссер
Вопросы к дискуссии:
- Есть ли место монументальной архитектуре в современном городе? Каково это место?
- Можно ли согласиться с тем, что, как следует из выбранных жюри четырех проектов музея, общепонятным языком разговора о трагических событиях прошлого является «драматический модернизм», то есть стиль абстрактный и в то же время экспрессивный? Приемлемы ли иные варианты художественного решения подобных сооружений?
- Как новый музей должен взаимодействовать с градостроительным контекстом?
- Должна ли архитектура музея соответствовать современным мировым тенденциям в дизайне подобных сооружений?
- В каком смысле комплекс «Оборона и блокада Ленинграда» ориентирован в будущее, и каковы пределы этого будущего?
- Должен ли музей влиять на формирование сознания будущих петербуржцев, и какими средствами?
- Как избежать опасности превращения мемориального комплекса в экстремально-развлекательный?
- Новый мемориальный комплекс в контексте «Музейного квартала»: должен ли Петербург стать «городом-музеем», и есть ли специфически «петербургский» формат музейности?