Блок «Киноархив». Одна из главных вершин киноэссеистики, посвященная размышлениям о времени, ритуалах, технологиях, революции и человеке.
Крис Маркер — человек-легенда, гражданин мира, неутомимый путешественник и экспериментатор, главным изобретением за 60 лет работы которого остается придуманный им жанр фильма-эссе. «Без солнца» — самая личная и объемная его картина, в которой мысли о парадоксах работы памяти и общей логике истории переплетаются с частными наблюдениями и размышлениями о природе кошек или видеоигр. Фильм выстроен как серия писем кинооператора «из мира образов и видимостей», адресованных женщине, которая зачитывает их из-за кадра. Так же, как упоминаемая в фильме японская придворная дама Сэй-Сенагон, он собирает образы, заставляющие сердце биться сильнее — и приближающие нас к пониманию того, что такое «головокружение времени». Здесь нет линейного повествования, это лирический коллаж, в котором из футуристического Токио через монтажную склейку мы переносимся в Гвинею-Бисау, страну потерпевших крах революционных надежд, а оттуда в Исландию, где, держась за руки и смотря в камеру, по дороге движутся дети — олицетворение счастья. Этот фильм ближе любого другого подошел к тому, чтобы показать отношения, в которых находятся память и изображения, чтобы средствами кино показать работу человеческих мыслей и чувств. А также то, почему воспоминания — это всегда шрамы на теле истории, неважно личной или всеобщей.
Режиссер Крис Маркер. Франция, английский, французский и японский языки, русские субтитры, 1983. 104 мин. 16+